Что такое масштабирование бизнеса и зачем оно нужно

0
76
Что такое масштабирование бизнеса

О масштабировании бизнеса слышал каждый, кто интересуется предпринимательской деятельностью. Под этим термином понимают расширение предприятия, причём в первую очередь физическое. Есть два основных варианта: или вы расширяете уже имеющуюся единицу бизнеса, или создаёте новые по тому же принципу.

К примеру, вы приобрели небольшой продуктовый магазин. Когда он начал приносить прибыль, стоит задуматься о том, чтобы увеличить площадь этой торговой точки. Другой вариант – открыть ещё одну.

Важно понимать, что расширению подвергается система, но не люди. То есть бизнес в виде кондитерской, где владелец сам готовит выпечку по авторским рецептам, расширить невозможно. А вот если речь идёт, например, о туристическом агентстве, в котором руководитель занимается лишь организационными вопросами и управлением, то масштабирование будет вполне уместным. Владелец может создать целую сеть агентств, работающих по единой схеме и под одним брендом, и тем самым существенно увеличить свой доход.

В этом и заключается смысл масштабирования: поскольку капитализация сети выше, чем отдельно взятого офиса или точки продаж, расширение делает бизнес более прибыльным.

Если грамотно масштабировать компанию, можно захватить существенную долю рынка и начать больше зарабатывать. Если же говорить о масштабировании бизнеса с невысоким коэффициентом окупаемости, то в этом есть определённый риск. С другой стороны, результаты зачастую оказываются положительными.

Как понять, что бизнесу требуется масштабирование

Стоит задуматься о масштабировании, если вы замечаете стабильное увеличение количества клиентов. Критичным считается показатель роста от 5 и более процентов в неделю.

Если в такой ситуации не расширить бизнес, то в скором времени вы столкнётесь с рядом проблем:

  • Недостаток запасов. Продукцию будут покупать быстрее, чем она производится или доставляется, из-за чего сформируется ситуация дефицита. Этим могут воспользоваться другие предприниматели, предложив аудитории аналогичный товар.
  • Нехватка сотрудников. Поскольку количество заказов возрастает, постепенно будут возникать сложности с их приёмом и оформлением, обусловленные занятностью специалистов. К тому же постоянная работа в режиме многозадачности может спровоцировать возникновение ошибок.
  • Задержка доставки. Нередки ситуации, когда существующая инфраструктура не выдерживает увеличенного потока грузов. Следствие этой проблемы – длительное ожидание доставки и недовольство покупателей.
Что нужно, чтобы масштабирование бизнеса стало возможным

Выделяют несколько точек роста, работа над которыми позволяет из небольшой компании сделать крупный бизнес:

  • Увеличение среднего чека. Этого можно добиться путём продажи дополнительных товаров или повышения цен.
  • Расширение ассортимента. В основном расширение перечня предлагаемой продукции происходит за счёт поиска новых поставщиков.
  • Установление длительных взаимоотношений с клиентами с помощью таких инструментов как Upsell, абонентская плата, система лояльности и особые предложения для постоянных покупателей.
  • Уменьшение себестоимости бизнеса. Для этого можно сократить штат, оптимизировать работу сотрудников, а также по возможности сократить издержки на производство.
  • Открытие региональных офисов.
  • Заключение договоров с предприятиями из смежных областей.
  • Вывод на рынок инновационных товаров и услуг.

Нужно серьёзно подумать над тем, можете ли вы принципиально изменить свой проект. Если существуют возможности для модернизации, то можно заняться масштабированием бизнеса. Хотя во многих случаях предварительно стоит провести мероприятия по оптимизации. Сюда входят:

  • Аудит бизнес-структуры, в ходе которого устанавливается, соответствуют ли существующие механизмы работы ключевым целям организации, какие проблемы имеют место в сфере производства, логистики и продаж. Затем привычная схема корректируются, создаются новые регламенты и внедряется CRM-система.
  • Повышение общей эффективности. Руководитель должен научиться своевременно делегировать полномочия, находить специалистов, знания и опыт которых необходимы в каждой конкретной ситуации. Некоторые бизнес-процессы желательно автоматизировать либо ускорить с помощью использования программ.
  • Привлечение внешних сил, что особенно актуально в ситуации застоя, когда в компании долго время ничего не менялось.
  • Оптимизация расходов.

подготовлено по материалам источника